Самые значимые вело событий уходящего десятилетия Печать

Круглые даты всегда хорошо завершать подведением итогов. Cводный рейтинг "событий" включает в себя не только победы спортсменов, но и направления рынка, которые были бы особенно заметны для велосипедиста 90х, перенесись он в наше время. Стоит отдельно отметить, что все выбранные тенденции берут свое начало часто в 90х или даже 80х, но лишь в новом веке они действительно стали влиять на внешний вид велосипеда и индустрии.

Некоторые тенденции специфичны только для велорынка. В некоторых случаях, велосипед нового тысячелетия формируют мировые экономические и культурные процессы, как глобализация рынков и массовое распространение компьютеров и не отметить их, было бы неправильным. Пытаться расставить спортсменов и технические решения по шкале влияния бессмысленно, так что главные маркеры десятилетия по нашей версии даны в абсолютно случайном порядке.

Лэнс Армстронг
Лэнс Армстронг, единственный 7-и кратный победитель Тур де Франс (вполне возможно, что единственный на ближайшее столетие) не может не присутствовать в этом рейтинге. Как не крути, а именно этот спортсмен был самым известным лицом мирового велоспорта почти все десятилетие. Отметить стоит не сколько его спортивные достижения, в конце концов, по интенсивности и "звездности" на Гранд-Турах Эдди Меркс переплюнул всех конкурентов прошлого столетия, а значимость Армстронга как медийной фигуры для популяризации шоссейного велоспорта в США и личную инициативу по созданию онкологического фонда. Лэнс, именно тот человек, чье мнение о происходящем велопресса ставит на первую полосу или заголовками на обложку.

Допинг
Допинг в велоспорте был всегда. В начале века спортсмены-любители употребляли опиаты, кокаин, стрихнин и алкоголь. В середине столетия стали править амфетамины и нитроглицерин. В 1949 году, после победы на ТдФ Фаусто Коппи сказал прямо: "С теми, кто заявляют что велосипедисты не употребляют амфетамин, нет смысла говорить о велоспорте вообще".

Первая попытка провести анализ мочи спортсменов на Туре в 1966 году привела к тому, что часть этапа гонщики прошли в знак протеста пешком. В 70х годах спортсмены перешли на стероиды и гормоны, в 90х балом правил эритропоэтин. С 50х годов в отношении только 8 победителей тура неизвестно, применяли ли они допинговые препараты. Почему допинг занимает место в этом рейтинге? В 1999 году было создано Всемирное Антидопинговое Агентство (WADA) и за употребление препаратов начали лететь головы в массовом порядке.

Все прошедшее десятилетие UCI и WADA публично боролись за искоренение этой "традиции", спортсменов лишали лицензии, был введен новый регламент наказания гонщиков Про-Тура. Результат был один. Публика узнала, что велосипедисты употребляют допинг и допинг это плохо, велосипедисты его по-прежнему употребляют.

Карбон
Углепластик вырос и из мелкосерийных экспериментов в прошлом десятилетии стал безоговорочно главным материалом при производстве топовых компонентов и рам. В ходе этого процесса материал оброс гигантским количеством мифов и городских легенд, снизил вес профессионального шоссейного велосипеда много ниже лимита UCI в 6.8кг и убил понятие "классический итальянский велосипед". Переход на углепластик требует больших затрат, полной переориентации производства и интенсивного использования ручного труда и большая часть гаражных брендов были вынуждены закрыться, перейти под контроль более крупных производителей или отдать разработку и производство рам на аутсорсинг в Тайвань и Китай.

Стоит ожидать, что единственные профессиональные ниши еще занятые алюминием, триал, DH, FR, BMX в следующем десятилетии также будут вытеснены композитными материалами разного толка. Процесс, который постепенно начинает набирать обороты.

Тормоза, подвеска и вилки
Горный велосипед по количеству инноваций давно обогнал консервативный, регулируемый UCI рынок шоссейных велосипедов. Низкая стоимость инжиниринга, компьютеров и острая конкуренция довели качество современных велосипедов до абсолюта, по сравнению с девяностыми. Сложнейшие "умные" амортизационные вилки весом до 1.5 килограммов, подвеска, умеющая "различать"нагрузку при торможении от препятствия, невесомые дисковые тормоза, окончательно похоронившие стандарт V-brake и в скором времени кантилеверы.

За последние 100 лет компоненты эволюционировали в основном качественно, в этом десятилетии, эволюция многих параметров была принципиальной. Старые стандарты и принципы работы компонентов подписаны "Анахронизм" и отправлены на полку. Цепной привод и рама два треугольника? Пока вне конкуренции.

Тайвань
Страна, про которую в этом десятилетии узнал каждый велосипедист. Глобализация рынка, необходимость сокращать время производства, дешевая рабочая сила и хорошие инженеры привели к тому, что лучшие велосипеды и компоненты стали делать именно на этом острове. Если бы кто-то в прошлом сказал, что через 10 лет 99% велосипедов с наклейкой Made in Italy будут делаться в Китае или Тайване, а крупнейшие бренды в мире будут исконно тайваньскими вы бы услышали нездоровый смех. Сегодня, утверждение о европейской сборке рождает здоровое недоверие, а Giant крупнейший производитель в мире как своих велосипедов, так и для ранее "белых" брендов.

Именно Тайпей, а не Евробайк или Интербайк по настоящему главная велосипедная выставка года. Именно на ней Hi-End производители находят поставщиков, заключаются основные контракты и представляются первые прототипы, пока, только для производителей. Средняя экспортная стоимость покидающего Тайвань фреймсета или велосипеда в прошлом году составила 290 долларов. Другими словами, выше, чем средняя цена ноутбука.

1001 стандарт
Велорынок, в отличие от автомобильного, недвижимости и пр. претерпел крайне незначительную корректировку во время глобального экономического кризиса. Непрерывный рост продаж и открытие маркетологами новых ниш, привели к рождению небывалого за последние 100 лет количества разнообразных стандартов.

Больше всех за неразбериху мы обязаны MTB и его многочисленным экстремальным отпрыскам. Только в каталоге Shimano, количество MTB трансмиссий классом выше Acera выросло с 6 до 10+ и путаницы добавляет еще тот факт, что на рынке присутствуют 9 и 10 скоростные группы с одинаковыми названиями.

Желание стихийных альянсов производителей ввести на рынок свой стандарт и получать простые деньги за лицензирование понятно, но в результате в МТБ остались единицы действительно общепризнанных стандартов, которые едины для всех производителей: речь идет о способе зацепления клинчерной покрышки в ободе, видах головки тросов (переключение - тормоз), и почти неизменном стандарте крепления седла к замку подседельного штыря. Пожалуй, это все. Все остальное, от тормозных колодок и видов крепления тормоза, до ширины втулок или каретки, требует перед покупкой тщательного изучения вопроса по форумам и сайтам производителей.

Городские программы продвижения велосипеда
Одно из мест решено было отдать тенденции, которая практически незаметна на территории ex-USSR. Крупнейшие города мира стали ориентировать дорожную сеть для велосипедистов. Если понятие велодорожка встречается на карте любого европейского города, то власти Нью-Йорка в 1997 году поставили цель еще дальше и изменили за последние десятилетие в угоду велосипедам ПДД, не говоря уже о дорожной разметке, правилах проезда через перекрестки, наделив велосипедистов рядом преимуществ, ввели обучающие программы, построили новые велодорожки (длина городской сети больше 1400 км) и оснастили город муниципальными велопарковками. Результатами этих масштабных изменений (которые еще даже не близки к концу) уже стал фантастический рост количества велосипедистов на улицах города. С 2005 года количество людей выезжающих на велосипеде в город удвоилось и достигло почти 500 000 человек. Вы считаете, что внедрение велодорожек решит вопрос интеграции велосипеда в городах России? Почитайте, что по этому думали власти Нью-Йорка.

Второй заметной чертой крупных мегаполисов стала система почасовой аренды велосипедов в городской черте, которая с переменным успехом была развернута в крупнейших городах мира. Здесь стоит оговориться, что первые городские пункты велопроката появлялись в 60х годах, но действительно работающей схеме, которая послужила моделью для всех остальных, мы обязаны французам.

С момента внедрения в 2005 году Velo'V в Лионе, всего за год городской велотрафик вырос в 5 раз, а модель аренды напичканного электроникой велосипеда по индивидуальным картам доказала свою жизнеспособность. Когда эту систему с успехом внедрил Париж (20 000 велосипедов, 1450 станций), скепсис пропал и за идею ухватились практически все крупные города мира, от Пекина и Лондона, до Нью-Йорка и Монреаля. Системы аренды велосипедов на пике популярности, но их будущее, вопрос следующего десятилетия. Завершим простой статистикой: из 20 000 велосипедов парижской системы Velib, за два года 8000 было украдено (в Африку и Восточную Европу) и еще 8000 уничтожено вандалами.

Телеметрия и тренировки
Чем больше денег вложено в спортсмена, тем большей отдачи от него требуют спонсоры. В результате, процесс тренировки и анализа состояния элитного спортсмена во время гонки в этом десятилетии претерпел гигантские изменения. По сути, современный атлет, это белковая машина, где задача тренера и техников максимизировать его энергетическую отдачу.

Элиту индивидуально продувают в аэродинамических трубах, отслеживают выход мощности в зависимости от графика тренировок и питания, мониторят в онлайн-режиме жизненные показатели во время гонки и по радиоканалу координируют командную тактику. С развитием электронных трансмиссий, можно ожидать, что выбор передачи станет в некоторых случаях задачей тренера, который ориентируясь на данные собираемые с датчиков и прогнозируемый запас энергии спортсмена будет подбирать оптимальный режим езды. Вопрос, что останется в итоге спортсмену?

Электронные трансмиссии
Единственное место в нашей выборке, которое было отдано авансом и только потому, что за дело взялся крупнейший производитель велокомпонентов в мире. Dura-Ace Di2 на рынке второй год, но уже очевидно, что трансмиссия лишена недостатков предшественников, а энтузиасты паяльника вовсю ставят ее на горные велосипеды.

Электроника, при всей своей внутренней сложности, на самом деле снижает частоту регулярного обслуживания велосипеда. Она просто работает, без подтяжки тросов, регулярной замены рубашек, тримминга и возни с тонкой регулировкой переключателей.

Уходящее десятилетие можно с уверенностью назвать временем рождения первых работающих профессиональных групп, где механический трос заменен проводом. Время появления XTR с электрической тягой? Максимум 2013 год, если переживем 2012:-)

Интернет и компьютер
Именно так. Как и во множестве прочих сфер нашей жизни, в веломире интернет произвел не меньший переворот. Самый популярный российский интернет-магазин находится в Англии, а последние новости профессионального велоспорта мы читаем на австралийском Cycling News.

Глобализация способствует закрытию розничных магазинов, снижению цен и дает возможность существовать многочисленным нишевым стандартам, поскольку теперь у нас есть возможность найти столь необходимую железку где-нибудь в тенессийской велолавке.

Клубы теперь могут не иметь муниципальной крыши, а лишь форум и доменное имя, вся подготовка и регистрация в гонках происходит через интернет, а коллективный разум на форумах способен решить любые велопроблемы неофитов.

Подводя итоги
- Любой выбор из лучших субъективен априори. Фанаты BMX спросят, почему в выборке нет BMX на олимпиаде, а хипстер в чулках, куда подевалась популярность фикседов. Наш же выбор обусловлен лишь значимостью для велокультуры в целом и отражает самые заметные глобальные тенденции. 

- Что ожидает индустрию в следующем десятилетии, остается только гадать. Список фаворитов в настоящий момент представляется следующим.

  • - Удешевление и распространение коммьютеров на гибридной тяге.
  • - Электронная трансмиссия доступная реальность, начиная с велосипедов от 1000 баксов.
  • - Продолжение процесса по снижению среднего веса велосипеда. В концу десятилетия то, что мы называем средним сегментом в шоссе весит не больше 6 килограмм, хардтейлы MTB среднего класса массово до 8 килограмм.
  • - Дальнейшее распространение композитных материалов, возможно появление первых гибридных композитов с графеном. Снижение доли ручного труда при производстве композитных компонентов.
  • - Миграция ручного производства из Тайваня и Китая, в Малайзию, Вьетнам и Африку.
  • - Эксперименты по электронной интеграции трансмиссии, эргометров и подвески. Передача будет подбираться исходя из физического состояния спортсменов, регулировка амортизаторов исходя из фактической скорости, выбранного режима работы и веса велосипедиста.
  • - Дальнейшее вымирание значимости гаражных брендов на рынке, продолжение процесса поглощения крупными концернами брендов среднего звена.
  • - Усиление роли Китая как рынка, чьи запросы формируют индустрию в целом, появление китайских брендов приличного качества.
  • - Диски окончательно победят ободные тормоза на всех типах велосипедов с классической трансмиссией.
  • - Все забудут про фикседы:-).
  • - 29" либо станет основным стандартом в спортивном мужском MTB, либо вернется назад, как нишевое решение для энтузиастов. Учитывая средний рост азиата и количество женщин на велосипедах, 26" своих позиций уже не уступит.
  • - Появление "независимой" от UCI спортивной федерации, спонсируемой производителями новой волны (связка SRAM + Армстронг здесь представляется вполне жизнеспособным локомотивом) и такими брендами, как Red Bull. Федерация будет предлагать значительно более мягкий режим контроля над соревнованиями, велосипедистами, допингом и железом. Если к ассоциации присоединится ASO, UCI впервые за 100 лет начнет терять реальный контроль над развитием велоиндустрии.
  • - Генный допинг среди элиты потребует пересмотра регламентов WADA и поставит понятие "борьба с допингом" под угрозу.
  • birota.ru(c)