ИНТЕРЕСНО - Новые стандарты в вело строении Печать

Joe Graney — ведущий инженер Santa Cruz Bicycles. Помимо своей основной работы, он также ведет официальный блог Santa Cruz, а еще пишет о всяких интересных с его точки зрения вещах. Их мы и решили перевести — начиная с сегодняшнего дня и до конца недели, каждый день мы будем выкладывать новую статью в рамках проекта «Joe's Corner». И первый материал от Джо, получивший название «новые стандарты» вы можете прочесть просто нажав кнопку «читать дальше». Поехали!


Joe Graney — «Новые стандарты»
Каждый раз, когда мы начинаем разработку нового байка — а это происходит очень часто — инженеры компании и продакт-менеджер садятся рядом, чтобы в подробностях обсудить, что будет представлять из себя новый проект. Сам процесс отработан — мы всегда начинаем с ширины кареточного узла — 68, 73, 83мм. Затем мы обсуждаем взаимозаменямость компонентов нашего будущего байка с другими велосипедами Santa Cruz — она очень важна для нас. Если нет каких-то очень веских причин для того, чтобы использовать, к примеру, подседельный штырь необычного диаметра, или нестандартный передний переключатель, то этого и не произойдет — и переключатель, и штырь будут такими же, как на любом другом байке Santa Cruz. А дальше начинается самое интересное. С каждым годом мы видим все более быстрое распространение огромного количества «новых стандартов» компонентов — и, во время проектирования велосипеда, мы просто обязаны держать их в уме. Неполный перечень того, с чем нам постоянно приходится сталкиваться, изложен ниже:

1. Рулевые колонки.
На выбор — 1.1/8", 1.5", или вариант для конических труб 1.5"-1.1/8". Все это — современные действующие стандарты. Причем после выбора типа рулевой колонки, вам предстоит выбрать ее вид — обычную, интегрированную, или полуинтегрированную рулевую колонку. И, естественно, изготовить под нее соответствующий рулевой стакан. При этом надо держать в уме выбор будущей вилки и будущего выноса руля — это также напрямую влияет на выбор рулевой. При этом все вышеперечисленное будет заметно влиять на геометрию рамы и высоту руля. Нам нужно правильно сбалансировать всю систему, включающую в себя раму, рулевую колонку, адаптеры (если необходимы), вынос руля и вилку. Кстати, первоначально идея выпуска вилок с коническими рулевыми трубами (ах да, Rock Shox и Fox имеют разную длину конической части трубы) была озвучена как «упрощение подбора выноса». Отлично. Получается, что сначала был представлен стандарт One Point Five, который пошел достаточно вяло, и теперь нам придумали стандарт вилок и рам с коническими рулевыми трубами — снизу One Point Five, сверху 1.1/8" «для облегчения подбора выноса». О том, что найти подходящую вилку и рулевую (а конических рулевых стандартов ой как много), несколько сложнее, чем 1.5" вынос, все почему-то предпочитают умалчивать.

2. Каретки. Кареточные узлы шириной 73мм сейчас являются стандартом для задней втулки шириной 135мм, но теперь у нас есть 83мм (что, в общем, имеет смысл с широкими 150мм втулками), а также, о, Господи, 100мм. Не забудьте про новый стандарт от Shimano — Press Fit, который обеспечивает тот же чейнлайн и не имеет, в общем-то, никаких преимуществ перед резьбовыми каретками, а теперь нас ждет еще и BB-30! Застрелите меня, пожалуйста… В реальности, сейчас широко используются только два вида чейнлайна — 50мм и 57мм (насчет точного числа миллиметров до сих пор спорят). Почему каждый пытается их зачем-то изменить? Кареточный узел — это то, с чего всегда начинается конструирование рамы. Фактически, это ее сердце — и это относится к любым рамам любых производителей.

3. Ширина втулок.
«Стандартные» задние втулки сейчас это — 135мм QR, 135x12мм, 150х12мм. «Стандартные» передние — 100мм QR, 110х20мм, а теперь еще и 100х15мм. Да, и не забудьте о специальных дропаутах, которые нужны, скажем, для старых втулок saint, или стандарта Maxle. И, конечно, есть различные втулки, которые используют оси еще большего диаметра. 

4. Тормоза. Стандартные роторы диаметром 120, 140, 160, 180, 203мм. Плюс два стандарта крепления на выбор — шестиболтовое, или Centerlock. Ну и конечно же разнообразные адаптеры под postmount, IS, RS Boxxer, IS 203мм, Dorado и т.д. А также такие устаревшие стандарты, как, к примеру, Hayes 22. Производители тормозов снова и снова повторяют мне, что мы должны использовать крепления postmount для заднего тормоза, потому что всем известно, что postmount — это круто. Видимо они считают, что мы покупаем эти крепления для наших рам в каком-то магазине. Они не слушают моих объяснений что литые штаны вилки несколько отличаются от сварного, литого свингарма. «Ушки» IS в раме намного удобнее чем postmount по многим причинам. Но, видимо, от postmount нам никуда не деться

5. Колеса. Тут речь пойдет не о втулках и роторах, о которых уже было сказано достаточно, а о ободах и спицах. Как бы то ни было, именно обода бьются о камни, когда мы переезжаем через них. А спицы удерживают их в нормальном состоянии. Поверьте мне, на рынке достаточно хороших колес, которые используют стандартные компоненты, и могут быть отремонтированы в любой мастерской. Я понимаю, что модные колеса — это круто, но не забывайте о их высокой стоимости и невозможности ремонта «в поле». И мне даже не хочется упоминать о том, что кроме колес 26" в мтб все шире используются колеса 29", а также стандарта 650B. И да, недавно я читал о предложении ввести новый стандарт передних втулок для найнеров — шириной 135мм. Ну что же, попробуйте — будущие владельцы будут счастливы.

6. ISCG. «стандарт» ISCG — это 13 различных способов расположить три дурацкие дырочки вокруг места под каретку. При этом больше половины успокоителей цепи, имеющихся на рынке, все равно не встанет на раму с ISCG без разнообразных шайбочек и многократного съема и установки шатунов. А несколько лет назад появился ISCG 05 — теперь у производителей рам появилось еще больше способов пристроить все те же самые три дырочки. И надо учитывать, что, когда используется рокринг, места крепления успокоителя не несут сильной нагрузки. Но все меняется, если установить успокоитель с кусочком рока «Taco» — нагрузка от ударов тут же начинает передаваться не на шатуны, а на раму. Соответственно просто «ушками» обойтись уже нельзя — при сильном ударе их загнет, или оторвет. Приходится пытаться расположить дырки внутри кареточного узла — и вот вам одно из объяснений, почему в нынешние времена в даунхильных рамах так популярны монстрообразные нижние трубы и кареточные узлы. Не забываем сказать «спасибо» ISCG!

7. Седло/подседельный штырь.
Тут пока все просто — различные диаметры штырей, различные рамки седел, неудавшийся стандарт I-beam. Возможно именно тут в течении ближайших лет мы увидим новые стандарты — просто потому, что их пока нет, и это очень хороший повод придумать что-то своё.

8. Рули и выноса. Не будем пока о длине выносов и ширине рулей — это как раз вполне нормально. Если говорить с позиции велопроизводителя, то мы сталкиваемся с двумя диаметрами рулевого штыря вилки, пятью основными размерами выносов, и двумя креплениями руля (31.8 и 25.4мм). Объективно из этого всего получается около двадцати различных комбинаций. Неудивительно, что с таким разнообразием вам тяжело подобрать руль и вынос под нужный тип катания, чтобы они, при этом, не были чересчур тяжелыми и стоили разумных денег.

9. Крепление передних переключателей и подвод троса к ним. Здесь тоже очень много всего — верхняя и нижняя тяга, верхнее и нижнее крепление переключателя, стандарт E-Type, различные диаметры переключателей под различные трубы. И здесь стоит сказать огромное спасибо Shimano, которая за эти годы научилась делать универсальные переключатели, которые отлично работают с большинством возможных комбинаций. Впрочем стоит подождать — новые стандарты наверняка на подходе

Я не буду углубляться в рассказы о различных крепежных стандартах и диаметрах задних амортизаторов, или о различной высоте верхних чашек рулевой. Думаю, моя позиция понятна — на рынке чересчур много различных стандартов. Любители теории эволюции могут аргументировать их появление как развитие маунтинбайка — и я готов согласиться с этим, но, к сожалению, только в теории. Проблема в том, что очень часто модные тенденции начинают конфликтовать с двумя основными ценностями, которыми я руководствуюсь при конструировании велосипеда — возможностью выбора и долгосрочной сервисной поддержкой. В департаменте разработок Santa Cruz работают только настоящие фанаты маунтинбайкинга. Мы не приверженцы олдскула, и не проводим целые дни, рассуждая о том, как хорошо было в старые добрые времена. Мы получаем свою зарплату за то, что мы креативны, мы владеем огромным количеством информации о маунтинбайке, и способны разрабатывать и внедрять те вещи, которые позволяют компании оставаться одним из лидеров нашего сегмента рынка. Но к тому, что новые стандарты конфликтуют с нашими ценностями, надо подходить очень серьезно. У нас уходит огромное количество времени на то, чтобы подтвердить, что очередное нововведение действительно лучше чем то, что было до него. На самом деле это не так сложно — к примеру, давайте посмотрим, чем обернется замена старой доброй запрессовывающейся рулевой колонки на модную интегрированную колонку. Сначала мы взвешиваем их, чтобы понять, как изменится вес. Затем начинаем рассматривать ситуацию со всех сторон — хорошо, с использованием интегрированной колонки мы сэкономим пару грамм, зато у покупателей будут проблемы с выбором этой самой колонки, поскольку большинство производителей пока изготавливает high-end рулевые колонки обычного стандарта — и их заметно проще найти и купить. К тому же возникают проблемы совместимости с некоторыми вилками — это значит, что нам придется переделывать нижнюю трубу рамы, что увеличит ее цену. И так далее. Вы можете подумать, что мы чересчур сильно вдаемся в детали, но именно так и происходит проектирование велосипедов — нужно стараться учитывать каждую мелочь.

Помимо рам, мы предлагаем киты для того, чтобы вы могли полностью собрать свой байк. И, конечно же, выбор этих китов будет зависеть от совместимости. И мы должны помнить о сервисной поддержке. Порой у нас нет уверенности в том, что новый стандарт рулевой трубы вилки, или крепления каретки в кареточный узел, будет поддерживаться компанией, разработавший этот стандарт, достаточно большое количество лет. Для нас это серьезный повод отказаться от использования такого стандарта. А если новый стандарт поддерживают сразу несколько крупных компаний, это дает надежду на то, что компоненты, соответствующие этому стандарту, можно будет найти в продаже еще очень долго — в таком случае, если преимущества этого стандарта очевидны, мы перейдем на него.

Конечно, свобода выбора из огромного числа опций — это плюс. Но, если приглядеться повнимательнее, то становится понятно, что некоторые «новые стандарты» не несут в себе никаких преимуществ, и разработаны только потому, что компания-разработчик уже давно не предлагала ничего нового, и ей нужен какой-то повод для разговоров о ней. Такие стандарты не имеют ничего общего с улучшением велосипеда. Компании, разрабатывающие новые стандарты, естественно крайне заинтересованы в их успехе — поэтому нужно очень осторожно относиться к тому, что они говорят о своих изобретениях. К тому же, часто проходит несколько лет от презентации очередного стандарта до появления его действительно хороших версий. Об этом тоже не стоит забывать.

Много вопросов может возникнуть и при эксплуатации нового продукта. Помимо веса и совместимости надо учитывать и такие логичные вопросы как «Как вынуть эти подшипники?», «Имеет ли мастерская, в которой вы обычно чинитесь, такой инструмент?», «Сколько стоит такой инструмент, и когда его можно будет купить?», «Действительно ли запрессовка в данном случае лучше резьбы?», «Были ли у вас проблемы с резьбой в этом месте до этого?», «Какие еще проблемы могут возникнуть при использовании этого стандарта?». Пока вы не можете ответить на все эти вопросы, не стоит даже и думать о том, чтобы внедрять что-то новое. В конце концов, байк предназначен для того, чтобы кататься на нем, а не для того, чтобы месяцами ждать нужную запчасть. Я хочу взять свой байк, покататься на нем, потом выпить пива, а на следующий день опять поехать кататься. Да, наверно есть люди, которые вместо катания предпочитают обсуждать новые железки и ковыряться со своим байком. Но мне кажется что это люди, которые а) имеют очень мало времени на катание, б) возвели ковыряние в новых железках в ранг хобби, заменив им собственно катание. Если вы относитесь к категории «б», то позвоните мне, у меня есть много занимательных железок на продажу.

Конечно, существует очень много возможностей для улучшения велосипеда. В конце концов, мне платят именно за это. Но не надо забывать о другой стороне монеты. У меня до сих пор есть первый байк, для которого я спроектировал раму. Проблема в том, что я не могу вытащить из него каретку — инструмент «нового стандарта», который казался производителю таким крутым в 1996м году, оказался из рук вон плохо сделанным, и сломался еще лет шесть назад, когда я пытался вытащить каретку в последний раз. Новый такой найти сейчас нереально. К счастью, ось каретки до сих пор крутится — надо сказать, что древняя каретка сделана намного качественнее, чем современные системы с внешними подшипниками, которые приходится перебирать раз в полгода (и которые мы устанавливаем на наши байки, так как клиенты просят нас об этом).

Мы все любим прислушиваться к обещаниям — но, когда вы открываете коробку с новой железкой, подумайте — вы действительно получили то, о чем говорила реклама? Покажите мне стандарт, который просуществовал больше десяти лет — и я куплю себе байк с ним. Скучно? На самом деле мне просто хочется, чтобы мой байк ездил, ездил, и ездил — не требуя при этом денежных вложений. Не самая плохая идея, не так ли?

Продуманные улучшения и стандарты делают наши велосипеды еще быстрее, крепче, легче, и мы получаем больше удовольствия от катания на них. Непродуманные решения (не имеющие заметных преимуществ, однако 100% не сочетающиеся со старыми стандартами) могут привести к тому, что вместо катания вы будете сидеть дома из-за того, что не можете найти редкую железку под стандарт, который был придуман исключительно ради того, чтобы увеличить прибыль компании-изготовителя. И последнее слово тут остается за рынком, а рынок — это именно вы, обычные покупатели. Если вы сможете держать под контролем свое желание купить новую модную железку хотя бы несколько минут, достаточных для того, чтобы задать себе все вопросы о ее соответствии стандартам и возможности ее ремонта — производители железок и байков будут думать дважды, прежде чем выбрасывать на рынок очередной маркетинговый стандарт. Если же вы будете выбирать не разумом, а глазами — ну что же, будьте готовы к тому, что завтра вам предложат еще десять красивых, и совершенно несовместимых как друг с другом, так и с предыдущими стандартами, железок. Выбор за вами...

twentysix(c)