Трансмиссия Shimano DYNA-SYS (3х10) |
Лишняя звезда, только не на мундире (погоне), а на кассете, это хорошо или очень хорошо? Откуда, спрашивается посмотреть.
Нет сомнений, что новинки, что с пылу и с жару по началу стоят дороже. Ничего не попишешь, инновации приходится окупать. Правда, через сезон, другой цены сглаживаются и съеживаются и не кажутся такими обескураживающими. Обратно же, и техника требует обновления: цепь обычно нужна поуже, и емкость заднего переклюка побольше, если большая звезда на кассете зашкаливает. И манетка соответствующая, а то лишние передачи терять, - совсем обидно! Но с этим не так уж трудно смириться, если представить сладостную картину, как выезжаешь весной под радостным солнышком, весь из себя. О! – говорят знакомые байкеры, у тебя, все новое, и сколько скоростей!? Чуток помедлив, отвечаешь, и все падают. Навзничь. Cупер! Но важнее всего, конечно сопротивление материала – человеческого. Его, как некоторые говорят, бессмертной души. Как выяснилось, душа то, не дается. Прикипела к старому, знакомому, родному и уютному, и ни в какую! Когда на кассете появилась девятая по счету звезда, а было это, дай бог памяти, аж в 1998г. И МТВ трансмиссия тогда поимела уже 3х9=27 передач, сколько изверглось криков, толков и пересудов. Мол, зачем сие надо, мол, нам и 24 передачи, незнаем, куда девать. И, мол, цепи тонкие, рваться будут только так, и износ будет катастрофический и на системе узкая цепь начнет соскакивать или, хуже того, закусывать, напрочь. Но самой главной страшилкой была грязь. Мол, покатишь в темный лес, по грунтам и болотам на 27 передачах, и забьет грязюка цепь и кассету, и не вернешься. А если на 24 покатишь, то может и вернешься. И как сейчас помню - известный журнал МТВ Action опубликовал даже обстоятельную статью как проще и дешевле обратно перековывать из 27 передач 24. Так некогда считал и я. И с тщеславным удовольствием рассекал на 8-ми звездочной кассете, а зимой, для вящей экономии, ставил иногда 7-ми звездочную. Но, несколько лет назад установил-таки, трансмиссию 3х9, Shimano. И что? Да ничего, - все страшилки быстро и незаметно ушли в песок, как им и положено. Только возможностей прибавилось. И вот, из-за горизонта появилась новая трансмиссия DYNA-SYS (3х10) и сразу возник старый вопрос. А стоит ли множить звезды на велосипедном небосклоне без необходимости? Горный велосипед все-таки, не шоссейный, а грунт это не асфальт. И снова запорхали на черных крылышках давно позабытые страшилки. И местами, хотелось их убить, дабы не мешали, пусть даже из рогатки. А может, необходимость все же была? Не зря же люди столько лет думали, старались, строили. А не просто взяла и добавилась одна звезда. И вот, появилась возможность обкатать, проверить, протестить новую трансмиссию DYNA-SYS.
Для справки. Диапазон передач DYNA-SYS (3х10) при составе ведущих звезд 42Т-32Т-24Т и ведомых 11Т-36Т составляет 573%. Для сравнения, диапазон передач трансмиссии 3х9, система 44Т-32Т-22Т, кассета 11Т-32Т составляет 581%, а если кассета имеет набор11Т-34Т, то 618%.
Она легкая, ажурная и асимметрична: её левая, внутренняя пластина заточена под перемещения по звездам кассеты, а правая, внешняя пластина по звездам системы. Причем, специальные фаски на пластинах цепи помогают зачищать и сбрасывать грязь. Кассета, получившая на грудь ещё одну звезду 36Т, обновила форму зубьев. У меня, за все время тестирования, цепь ни разу не соскочила под нагрузкой и при переключении. Ни разу система и передний переклюк не пытались её закусить. Ни разу не пришлось заниматься дополнительными регулировками переключателей. Троса как были выставлены и натянуты в начале, так и оставались в этом состоянии при любой температуре. Переключения с большой тягой, когда вкатываешь вверх или выгребаешь из снега, не вызывали проблем, - цепь недовольно пощелкивает под напругой, но уверенно переходит со звезды на звезду. Грязь, кстати, не так сложно оказалась разыскать. После ледяного дождя, московские власти бросили экономить и начали сыпать реагенты повсюду, как простую копеечную соль. А реагенты эти, крайне агрессивны и злы. На блестящую и смазанную с утра цепь уже вечером бывает страшно смотреть. Черная или бурая, если с ржавчиной, липкая грязь на цепи, - это, как известно, реагент плюс индустриальная пыль всей страны. В смысле мегаполиса. А если новую HG-X цепь не мыть и не чистить, что будет? Сказано, сделано. День проходит, второй, третий… все нормально, переключает. А цепь потихоньку зарастает. Только дней через двадцать, когда картошку уже можно было сажать, проявились некоторые нечеткости в работе. После этого опыта, беспокоится о цепи, совсем перестал. Раза три в неделю обильно смазываю, протираю тряпочкой и, практически, все. На кассету, систему и переклюки не обращаю внимания в принципе, и они тоже не обращают своего внимания, просто работают. Задний переключатель DYNA-SYS - RD-M773-SGS SHADOW по своим размерам отличается от предыдущей, 9-скоростной версии и оптимизирован для работы с 10-скортными манеткой и кассетой. Технология называется «Long Arm» – «Длинная рука», то есть, увеличились: линк и лапка, зато уменьшилось натяжение троса. Как бы там ни было, он гоняет цепь по кассете вверх и вниз, легко и четко, без проблем забираясь на самую большую - 36Т. Что ещё нужно зимнему байкеру, который точно знает, что бесступенчатые вариаторы будут не скоро; шариковые NuVinci – когда ещё станут массовыми? Вот, например, «гладкий» массив скоростей, в смысле передач, а 3х10=30 это совсем не мало, - и это, по-нашему. А раз так, значит, стало больше возможностей для удачного подбора каденса и нагрузки на педали и сохранения самого ценного, что у нас есть - коленей. Раз диапазон передаточных отношений системы: 42Т-24Т, вместо 44Т-22Т стал меньше, то теперь трансмиссия стала более дружелюбна к велосипедам с задней подвеской. Но, имея только хардтейл, увы, не смог воспользоваться таким счастливым случаем. Зато, обратил внимание, что чаще стал использовать сочетание 42Т (система) – 11Т (кассета) если ехать по ровному. При вкручивании в гору, сочетание 24Т – 36Т, это почти то же самое, что 22Т – 34Т в прежней версии трансмиссии. Тяга примерно такая же. Но крайне интересно будет попробовать сочетание 22Т – 36Т в, каком ни будь грязевом походе. Продолжая крутить педали с трансмиссией DYNA-SYS, практически каждый день, могу кратко обобщить. Детских болезней, что бывает иногда с новыми железками, не замечено. Все работает, как положено и эмоции вызывает только положительные. Передняя звезда 42Т и задняя, десятая по счету, 36Т - пошли явно в плюс и прибавили возможностей и комфорта. (Как уже понятно, сие слова не спортсмена - профессионала, а любителя, но со стажем.) Передняя малая звезда 24Т вызвала некоторые смутные сомнения. Предпочтительней казалось иметь звезду 22Т. Но с другой стороны, тяга на низах 24Т – 36Т и 22Т – 34Т практически одинакова и небольшое уменьшение диапазона передач, зимой, в частности, не ощущается. Ну, а летом – будем посмотреть. Правая манетка щелкает отчетливо, хотя мне показалось, что прямой ход рычага, когда идет переключение по кассете вверх, слегка затянут. Сброс быстрый и без проблем. Надежность и стабильность трансмиссии на уровне. За два месяца ежедневных поездок при разных погодах, дополнительно регулировать не пришлось, цепь не соскакивала, когда не надо и тщательно переключалась, когда было надо. Кстати, о цепи. Несмотря на некоторую легковесность имиджа, цепь оказалась прочной и надежной. Да, ржавеет, что не удивительно. При таких-то реагентах, заржавеет все! Но к грязи относится индифферентно. Что там потом будет внутри цепи и как быстро случиться износ, посмотрю позже, когда закончиться её служба. Но внешнего загрязнения, как цепь, так и трансмиссия не боятся. Поэтому теплый сезон, ИМХО, можно будет без зазрения гонять по любым грунтам. Избегая, пожалуй, размокшей, вязкой глины. Где ни поможет уже ничего, кроме трактора Беларусь. В общем и целом – весьма понравилось.
Автор: Юрий Разин |