Это интересно - Военный велосипед Печать

Велосипед и его применение в военном деле


Bicycle battalion advancing 1941

После того как велосипед занял место в гражданской жизни, и у военных возникло стремление приспособить его для несения службы.В первую очередь качества велосипеда, такие как быстроходность, надежность и простота экс­плуатации, оценили связисты. Таким образом, использование этой машины для службы связи (посыльными, ординарцами) было первым при­менением в рамках войсковых соединений. Во французской армии в 1886-м на маневрах впервые использовались посыльные-велосипеди­сты. В 1889-м каждому пехо

тному полку было при­дано по четыре самокатчика, а 1892-й памятен тем, что вышел «Временный устав организации и использования самокатной службы в армии» - и, таким образом, появился первый официаль­ный документ, оговаривавший основные аспек­ты деятельности самокатчиков в войсках.


Контрукция складного велосипеда капитана Жерара на долгие два десятилетия стала эталонной и самой распространенной системой военного велосипеда, несмотря на многие свои недостатки. Велосипед переносился самокатчиком на спине на манер армейского ран­ца. Таким образом, при наличии хороших дорог боец передвигался на велосипеде, а препятствия мог преодолевать, забросив велосипед за спину, при этом руки его оставались свободными и он мог вести огонь из личного оружия и вести стрельбу не только стоя, но и с колена. В 1905 и 1906 гг. в маневрах впервые в составе дивизии при­нимал участие целый самокатный батальон. Таким образом, среди мощных в военном отно­шении держав Франция первая стала обладать хорошо организованными и многочисленными самокатными соединениями, способными выпол­нять боевые задания. Соединения эти являлись частью конницы и в первую очередь предназна­чались для поддержки и усиления ее.
2-11 
Экспериментальная установка из двух пулеметов системы «Максим» на трехколесном тандеме. Франция. 1902 год

Военное ведомство Англии, получившее в Англо-бурской колониальной вой­не положительные примеры применения само­катчиков-посыльных, сформировало в 1904 году батальоны самокатчиков, которым были приданы пулеметы и кавалеристы. В Первой мировой войне самокатчики активно использовались в армиях обоих противоборству­ющих блоков. Велосипедные роты и даже баталь­оны были в армиях Австро-Венгрии, Германии, Англии, Франции, России и Америки, причем участие в боевых действиях они принимали не только во время маневренного этапа войны, но и, как ни странно, в позиционной войне, когда, казалось бы, простора для действий самокатчи­ков не было никакого.Велосипедные войска широко использовалась обеими сторонами и несли потери, которые на западном фронте составили более 6000 убитых и 8000 раненных. Французы и Бельгийцы имели 150000 велобойцов, Британцы – 100000, и Немцы, и Турки – по 125000 каждый.Германия вступила в Первую мировую войну, имея в составе армии 18 рот егерей-само­катчиков (в каждой по 3 офицера и 113 нижних чинов). В пехотных и кавалерийских полках имелись небольшие само­катные соединения. К 1918 году общее число самокатных рот в рейхсвере превысило 80.

 

Мало кто из военных исто­риков в наши дни знает, что в захвате немцами Моонзундского архипелага на Балтике (помните кинофильм советского времени «Моонзунд»?) решающую роль сыграли самокатчики рейхсвера: они оперативно захватили мосты и дамбы, соединяющие острова, и тем самым обрекли гарнизоны сильнейших фортов на неминуемую сдачу. Россия: 1887, Князь Б.Д. Потемкин составил и издал первую в России книгу: «Велосипед и применение его в военном деле». 1897, Участие сводной команды самокатчиков в маневрах Русской армии под Бело­стоком летом было призна­но удачным - за действиями команды наблюдал лично император Николай II! 1916, Военный складной велосипед «Дукс Боевой» конструкции М. М. Щипанова был принят на вооружение Русской армии.


1917. Американцы прибыли в Европу с 29000 велосипедов — в основном для связи. 1927, Китайская армия бросила в бой более чем 200000 веловойск при подавлении восстания в Нанкине. 1937, Япония — 50000 велосипедных войск в начале войны с Китаем. 1939-1945, Вторая Мировая Война. Велосипеды чаще всего применяли либо в тылу, либо за линией фронта — десантными и подвижными соединениями. Финляндия и Германия широко пользовались велосипедами для переброски соединений и снабжения войск. Немецкие армейские велосипедисты буксировали тележки с боеприпасами, продовольствием и медикаментами вслед за наступающими войсками во время кампаний в Польше, Франции и Норвегии.

 wpid-o15Ng9Q6oQgm1
Стандартный пехотный велосипед вермахта, состоявший на вооружении самокатных команд, предназначенный для транспортировки пулемета MG-34. Германия. 1939 год
Складной велосипед для десантных подразделений люфтваффе в контейнере для десантирования. Германия. 1942 год


Боевые группы Французского сопротивления часто передвигались на велосипедах. Канадские, Английские и Японские десантники прыгали с парашютом вместе с легкими, компактными складным велосипедами. Американцы на велотележках эвакуировали раненых с поля боя. 1941, Японские войска высадились на Малайском полуострове и захватили Сингапур. Мобильные велоотряды (20000 бойцов), созданные полковником Масанобу Цудзи, двигаясь через джунгли по грунтовкам и тропинкам, подошли к городу с тыла. Британские войска, привязанные к железной дороге и основным магистралям, не смогли оказать серьёзного сопротивления. После короткой осады Сингапур был сдан без боя. 1942, В ночь с 27 на 28 февраля, на РЛС Бруневаль, близ Гавра, была выброшена группа «Велокоммандос» — их задача состояла в том, чтобы доставить в Британию основные компоненты новейшей Немецкой РЛС Wurzburg. Во время десантирования проводилось демонстративное бомбометание окрестностей радиолокатора. Быстро, бесшумно и незаметно преодолев 12 км от места выброски на велосипедах, коммандос захватили станцию и, с документацией и узлами радиолокатора двинулись к побережью, где, недалеко от берега, их поджидала подводная лодка.

Велосипеды в вермахте

Велосипеды в вермахте, в отличии от Красной Армии, использовались широко, в том числе и на восточном фронте. Существовали целые подразделения велосипедистов, в пехотных подразделениях так же имелись велосипеды в качестве связного транспорта. Специальные складные велосипеды были даже у десантников Люфтваффе. Предполагалось что велосипеды придадут диверсионным группам большую мобильность.

В вермахте велосипеды, кроме увеличения мобильности соединений, использовались для снабжения войск. Во время польской, французской и норвежской кампаний на велосипедах буксировались тележки с продовольствием и боеприпасами для наступающих войск.
Cтандартным велосипедом в вермахте назывался "Truppenfarrad", в 1942 году на вооружение была принята модель Truppenfarrad М42. Кроме этих двух моделей использовались переделанные под военные нужды гражданские модели, захваченные в европейских странах. Больше всего велосипедов у гражданского населения отобрано было в Голландии. По некоторым данным на нужды вермахта было изьято до 2 000 000 велосипедов. Голладские болельщики до сих пор это помнят, и на футбольных матчах с Германией кричат речевки типа "Верните наши велосипеды"

Современный представитель военного велосипеда:

5137b7a17253war cycle